Rambler's Top100
Дата и время
Карта сайта
 
Воспоминания советского инженера  
Главная > Творчество > Воспоминания советского инженера

Воспоминания советского инженера

ОБРАЗОВАНИЕ, СООБРАЖЕНИЯ ДИЛЕТАНТА

Я много и беспорядочно читал в детские и отроческие годы, однако это увлечение не пересекалось со школьными занятиями, существовало само по себе, без видимой и осознанной цели. Все изменилось в восьмом классе, когда я начал по-настоящему учиться в школе. Вспоминая своих прежних товарищей-одноклассников, и сравнивая их с теперешними школьниками, я не могу не отметить того жгучего желания, даже азарта, с которым многие из нас стремились создать полную и адекватную картину окружающего мира. Мы старались наблюдать ее со стороны с тем чтобы, увидев и осознав ее слабые места, уточнить и восполнить их. Мы любовались возникающей картиной мироздания, ее четкими и стройными первыми этажами, созданными в XVIII-XIX веках, уходящими вверх и размывающимися в бесконечности контурами мира науки XX века. Стремление познать окружающий мир оставалось главным для меня и в университете, и во всей последующей жизни. Эта работа не только помогала нам решать практические задачи, но и формировала наши мировоззренческие и общественно-политические взгляды, предохраняя от мистики и веры в чудеса.

Наблюдая теперешнее состояние и тенденции в образовательном процессе, нельзя не заметить, что эта задача уходит на второй план, выдвигая на первое место овладение навыками работы с современными информационными средствами, то есть изучение не законов природы, а того, что создано человечеством для решения разнообразных задач, стоящих перед обществом. Это, безусловно, важная часть образовательного процесса, которую можно охарактеризовать как овладение мастерством, а в широком смысле как продолжение начального гуманитарного образования: овладение родной речью, правильной лексикой, правописанием и т.п. Без этого, конечно, не мыслим современный ученый, инженер и просто гражданин. Однако следует иметь в виду, что методика обучения ремеслу коренным образом отличается от методики изучения основных законов природы. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что она способствует воспитанию грамотного обслуживающего персонала для сложных технических устройств, но не творцов для их создания. Мне кажется, что страны Юго-Восточной Азии, успешно решив задачу обучения сервисменов в последние десятилетия минувшего столетия, ныне прикладывают огромные усилия в области образования с тем, чтобы создать творцов новых технологий.

Несомненно, стремление к овладению фундаментальными знаниями должно поддерживаться государством и обществом в интересах их собственной стабильности. Люди, владеющие такими знаниями, должны быть оценены по достоинству. Необходимым условием для их оценки является процветание высокотехнологических отраслей промышленности и науки. Одна из основных задач государства - создание условий для такого процветания. «Бизнесу» же на все это в полной мере наплевать.

Овладение опытом предков - основная цель образования, и для старшего поколения важно передать свой опыт с максимальной полнотой молодежи. Другого пути сохранения цивилизации не существует. Если каждое последующее поколение будет считать себя умнее предыдущего и на этом основании пренебрегать его опытом, ему останется только отрастить хвост и повиснуть на каком-нибудь развесистом дереве. В этой связи представляются нелепыми и провокационными вопросы, обращенные к детям: не надоело ли вам, детки, учиться? А как, по-вашему, лучше изучать происхождение человека - по Дарвину или по Библии? Это пошлое и смертельно вредное для детей заигрывание, попытка опереться на ничем не оправданное детское самомнение, которое неизбежно приведет к разочарованию, утере интереса к существенным жизненным вопросам, утере гражданского статуса и другим тяжелым последствиям. Мы уже являемся свидетелями гибели поколения - людей, вступивших в жизнь в девятом десятилетии XX века. Им объяснили, что старшее поколение - дураки, что учиться не надо, вполне достаточно обмануть ближнего и «взять от жизни все», причем как можно скорее. Кому-то из них это действительно удалось, и не только по отношению к ближним, но и ко всей стране, где подавляющее большинство лишилось всего и даже не в состоянии осознать сложившуюся ситуацию. А на что же им опереться? Ведь им обещали чудо, они имели глупость в него поверить и, естественно, не получили ничего. Помните ли вы, с какой злобой и остервенением несколько лет тому назад молодые люди крушили в Охотном ряду дорогие иномарки в связи с заурядной футбольной неудачей? Это были не голодные, а обманутые люди, потерявшие какие бы то ни было ориентиры, готовые только крушить, поскольку ничему другому их не научили.

Важно также выяснить, может ли массовое образование в стране иметь религиозный и, в частности, православный характер. Я полагаю, ни один добросовестный человек не будет смешивать эту проблему с изучением истории религий. История развития человеческой цивилизации неразрывно связана с историей развития религиозных представлений, более того - они составляют основную и неотъемлемую часть истории. Некоторые существенные религиозные представления находятся в противоречии с современной наукой и не могут быть устранены без коренного пересмотра положений, на которых зиждется религия. Конечно, главной проблемой служит чудо, явление, не имеющее материально обоснованных причин. Главным чудом, в той или иной степени присутствующим во всех верованиях, является представление о существовании и бессмертии души. Есть и другие чудеса, вроде мироточения икон, воскрешения умерших, несущие на себе явный отпечаток жульничества и потому отвергаемые модернизированными религиями [44].

Религия и наука равно являются продуктом человеческого мозга и с этой точки зрения имеют равное право на существование. Более того, нельзя не признать огромной исторической роли религии в сдерживании разрушительных тенденций, присущих человеку и человеческим сообществам, в создании этики, дающей право на жизнь физически слабым, старикам, детям и прямо противоположной действию естественных законов природы, и, наконец, в развитии науки и культуры. По меткому замечанию моего однокашника Л.С. Кремнева, наука родилась из религии, как бабочка из гусеницы, родилась и воспарила над своими ползающими праматерями. Кто же прав, и чему нам учить подрастающее поколение?

Если исходить из представления о том, что человеческий мозг является единственным инструментом познания, надо отдать первенство науке, опирающейся на значительно менее фундаментальные основы, чем религия [45], и владеющей инструментом проверки правильности своих гипотез - экспериментом. За религией должно быть сохранено подобающее ей почетное место в истории и право на модификацию и приведение своих постулатов к виду, не противоречащему положениям науки. Эта тяжелая для нее операция, которая может в неблагоприятном случае привести и к смерти, должна быть проведена, поскольку наработанные человечеством морально-этические нормы, воплощенные в религиях, имеют непреходящую ценность.

Существуют и другие, менее глобальные, но все же достаточно серьезные соображения, почему образование должно носить светский характер. Остановимся на двух из них.

Представление о чудесах, бытующее в православии во всем своем средневековом блеске, несовместимо с понятиями юриспруденции и права. Если возможны чудеса, то суд невозможен, аргументация преступника в невиновности - «я не виноват, это рука Господа», - если ее принимать всерьез, исключает возможность дальнейшего рассмотрения дела [46].

Другой аспект - изучение религиозных постулатов в школе. Очевидно, в русских районах это будет православие, в Татарстане и Башкирии - ислам, в Калмыкии - буддизм, в Биробиджане - иудаизм. Неужели у нас мало трудностей на национально-религиозной почве? Или мы хотим с детства воспитывать борцов за единственно истинную религию? Как любые тоталитарные идеологии религии ссорят народы.



[44] Вопрос воскрешения умерших решала не только религия. В рамках так называемого русского космизма, пытавшегося примирить науку и религию, воскрешением активно интересовался Н.Ф. Федоров, которого никак не назовешь «жуликом».

[45] «Человеческий мозг является единственным инструментом познания» - несомненно, самое фундаментальное из всех положений. Оно не чуждо и религии, оценивающей Бога с точки зрения «разумности», «правильности» данных Им законов или, по выражению Алексея Алексеевича, «морально-этических норм».

[46] Эта проблема решена в христианстве учением о свободе, не снимающей ответственности с человека, несмотря на то, что все в его жизни подчинено божественному промыслу.

<< К Содержанию << Назад


Rambler's Top100 TopList

© А.А.Толкачева
asidorova@mail.ru
+7(916)431-54-33
© Разработка: "Гарант-Интернет"