Лев Степанович Кирильчук
С Алексеем Алексеевичем Толкачевым я познакомился в 1962 году, когда нас целый коллектив приказом ГКРЭ (Государственного Комитета по радиоэлектронике) перевели из Кунцева на Сокол под начало Г.В. Кисунько.
В то время все руководящие должности на предприятии п/я 89 (теперь после нескольких переименований - НИИРП) занимали прикомандированные от Министерства обороны офицеры, как правило - полковники и, конечно, все члены КПСС.
Алексей Алексеевич, занимая должность начальника лаборатории, был среди них «белой вороной».
Во-первых, самый молодой, во-вторых, штатский, в-третьих, беспартийный.
Лаборатория, которую он возглавлял, тоже была особая.
Во-первых, если каждая из остальных лабораторий была тематической по определенному изделию, то эта была теоретической. Как выражался сам Толкачев, они «забивали колышки» - работали на перспективу.
Во-вторых - самая многочисленная - где-то больше 30 человек.
В частности коллективом была разработана и под редакцией Толкачева вышла в 1964 г. в двух томах «Методика обработки и анализа материалов полигонных испытаний радиолокационных станций РКЦ и РКИ системы А-35», ставшая руководящим документом на долгие годы. Впервые в практике было четко обозначено разделение ошибок радиолокационных измерений по спектру частот на быстро-и медленно меняющиеся (БМО и ММО).
Кроме того Алексей Алексеевич выделялся среди остальных сотрудников тем, что, обладая автомобилем «Волга» первого образца, упорно ездил на нем на работу круглогодично, тогда как в те времена «нормальные» автолюбители на зимнее время ставили свои машины на прикол.
Со временем Алексей Алексеевич приобщился и к практической работе - принимал участие в разработке проекта комплекса «Истра», а затем стал и Главным конструктором первой в мире высокопотенциальной радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой «Аргунь» (индекс 5Н24).
С начала 80-х годов прошлого века Алексей Алексеевич увлекся сам и увлек других радиолокацией в миллиметровом диапазоне волн. По его инициативе и под его техническим руководством большая кооперация была привлечена к созданию комплектующих в миллиметровом диапазоне волн. В итоге рядом с РЛС «Аргунь» появилась также уникальная РЛС «Руза». В дальнейшем РЛС «Аргунь» и «Руза» образовали двухдиапазонный радиолокационный комплекс (ДРЛК).
Работы на полигоне прекратились только в начале 90-х годов в связи с известными событиями, однако разработка радиолокационных средств миллиметрового диапазона волн продолжались под руководством Алексея Алексеевича в «Радиофизике», где он стал уже Генеральным конструктором.
Алексея Алексеевича всегда отличала огромная эрудиция, что создало ему непререкаемый авторитет у многочисленных смежников.
Новые рыночные отношения давались ему нелегко. Отличаясь большой работоспособностью, он требовал этого и от остальных. Когда ему намекали, что для того, чтобы что-то сделать, надо бы заплатить, любимая его поговорка была «за деньги это и дурак сделает».
В быту он был очень простой и нетребовательный. Любил возиться на своей даче близ Михнево, отлично владел слесарным и плотницким ремеслом, любил разводить на даче цветы и всегда весь май одаривал близких по работе дам тюльпанами и пионами со своих клумб, был большим знатоком и любителем пчеловодства. В полигонных условиях, будучи членом «колхоза», его любимым занятием были чистка и жарение картошки, что, как он говорил, очень успокаивает нервы.
Наряду с этим доктор технических наук, профессор Алексей Алексеевич воспитал большое количество классных специалистов, которые и дальше будут развивать и продвигать его идеи.
Одним словом, Алексей Алексеевич Толкачев был очень неординарным человеком.
Память о таких не забывается.