Rambler's Top100
Дата и время
Карта сайта
 
Воспоминания коллег и друзей  
Главная > Воспоминания коллег и друзей

Воспоминания коллег и друзей

С Алексеем Алексеевичем в Гомель

Гаврилов Сергей Александрович

Гомель - это Белоруссия, но город-то русский. В нем были два предприятия нашей отрасли. И ездили сюда в командировки охотно, потому что в эпоху дефицита можно было кое-что купить. Главное - хозтовары.

В огромном гомельском магазине «1000 мелочей», бывало, чего только не увидишь! Всегда славились белорусские ножницы. С доктором наук Вовой Фарбером мы даже перли в Москву железную печь - на дачу его теще. Дачников манили усовершенствованные колуны, с механическими кулачками для расщепления поленьев.

Помню посмотренный в Гомеле же фильм «Имя розы», только что появившийся, с неподражаемым Шоном Коннери и деликатной сценой соития. А выйдя из кино - увидел я в руках сослуживца маленькую сероватую газетку «СПИД-инфо». Считалось, что нацелена она на профилактику известного заболевания:

Даже в дальней Антарктиде
Люди думают о СПИДе.
Ох, коварен этот СПИД!
Ты-то спишь... А он не спит.

Однажды поехали группой во главе с нашим Генеральным конструктором - Алексеем Алексеевичем Толкачевым.

Было это в году 1989-м. Наступила уже некоторая либерализация. Наша корпорация вдруг расщедрилась и закупила для генеральных конструкторов машины «Ford Scorpio».

На этой-то машине (с шофером, конечно) и поехал наш Сей-Сеич в Гомель. Я, ведущий по некоторой теме, удостоился катить с боссом в шикарной иномарке, прочие отправились поездом.

Что такое была тогда иномарка? Если машина стояла у тротуара, вокруг обязательно сгущалась публика. Люди заглядывали внутрь, любовались приборной доской. Кивали многозначительно друг дружке на шкалу спидометра, где крайнее деление показывало «240». Полагали это за максимальную скорость, которую может развивать автомобиль. Что, конечно, приводило в восторг.

Между прочим, гордый владелец, отлучившийся по делам, так и рассчитывал, что машина станет предметом вожделения. Нельзя было обманывать ожиданий: для завершения картины полагалось оставить в салоне аксессуар «изящной» жизни. Клали заграничный журнал на сиденье и большого мишку у заднего стекла.

Серьезный народ не покупался на дешевку. Эксперты пробовали упругость рессор, давя с усилием на капот. Отходили, таинственно кивая, как бы убедившись в чем-то. Тогда ведь не было нынешних сигнализаций, никто не ждал, что при касании машины завопит сирена.

Кое-кто даже засматривал под днище. Что уж они там находили?

Словом, наше следование на «Ford Scorpio» производило-таки эффект! Проезжающий в «копейках» и «москвичах» народ - если и не врезался друг в друга сослепу, то вывих шеи получал точно. Алексей Алексеевич и сам мастер вождения, и даже по звуку судил о состоянии ходовой части.

Остановился Генеральный в центровом отеле «Гомель», там для него постоянно держали люкс. Хотя прибывал на каких-нибудь три дня - не беда, богатое предприятие оплачивало бронь на весь год.

Ну а мы, люди неважные, вселились в общежитие.

Дела делами, но Сей-Сеич не оставлял нас и в часы командировочного досуга. Был непревзойденным эрудитом. Кстати, любил рассуждать о родстве казахского языка с французским - с казахским был знаком по полигонным делам!

И в один из дней повез всю компанию в «1000 мелочей». Во-первых, закупиться кое-чем для своей дачи, колунами прежде всего. Во-вторых, дать нам урок, мастер-класс.

Алексей Алексеевич у дверей магазина - как вступление Господа нашего в Иерусалим. Видный человек, рослый, вальяжно себя держащий. Мы, мелкота, забегаем вперед: один открывает шефу дверцу, другой придерживает уже магазинную дверь. Кто-то оттесняет граждан: давайте, пропустим уважаемого человека... И в самом деле - народ расступался!

Начинает Сей-Сеич обход полок, мы почтительно теснимся сзади.

- Ну, скажите мне, что вот это такое?

- Молоток, Сей-Сеич.

- Что? молоток? Да, молоток... Но какой это молоток! Вы этого не можете знать; я вам объясню. Учишь вас, учишь...

Прошло время. Поехал я в Гомель снова - был промозглый и тоскливый январь 1991-го: павловская реформа, отмена «соток». Зашел в знаменитый «1000 мелочей». Что такое, полки пусты: нет ничего!

Впрочем, один товар все же есть - во всех секциях. Это таблетки от мух.

И еще: было очень голодно. В столовых, кроме вермишели, нельзя было ничего получить.

Поезд в Москву приходил утром. От вокзала с бюстом Маркса на перроне я сел в троллейбус и доехал до единственного тогда Макдоналдса. Народу, по раннему времени, было немного (обычно-то стояли тысячные очереди). Я взял двойной чизбургер и жадно сожрал. Отпустило.

Больше я в Гомель не ездил. А поездку с Алексеем Алексеевичем помню, как будто вчера.



Rambler's Top100 TopList

© А.А.Толкачева
asidorova@mail.ru
+7(916)431-54-33
© Разработка: "Гарант-Интернет"