Rambler's Top100
Дата и время
Карта сайта
 
Воспоминания советского инженера  
Главная > Творчество > Воспоминания советского инженера

Воспоминания советского инженера

ОТЕЦ

Я родился в Москве 20 ноября 1931 года в семье советских служащих, незадолго до того переехавших в Москву из провинции. Я был вторым ребенком в семье, первый мальчик умер в младенчестве, и о нем мне ничего не известно, не знаю даже его имени, мои родители никогда об этом не говорили.

Мой отец Толкачев Алексей Дмитриевич был старшим сыном в большой семье рабочего металлургического завода - Надеждинского завода на Северном Урале. В советское время заводской поселок был переименован в город Серов, в честь известного летчика, уроженца этих мест [2] . Семья отца перебралась в Надеждинск в первые годы XX столетия из местечка Залазна Вятской губернии, где, по-видимому, еще с петровских времен существовал металлургический завод на древесном угле. Там работал мой дед Толкачев Дмитрий Тимофеевич. Отец говорил, что его предки были украинскими прасолами - торговцами скотом. Это очень похоже на правду, по-украински «Залазна» значит «железная» или «железка» [3]. Дед умер задолго до моего рождения предположительно от белой горячки. Моя бабушка дожила до глубокой старости и умерла в 1935 или 36 году, я ее никогда не видел.

Отец всегда с нежностью вспоминал о местах своего детства, о Залазне, глухую деревенскую жизнь, крестьянский уклад, себя в лапотках и онучах, «лужок Пахолый», куда бегали играть крестьянские дети, но связных воспоминаний об этом времени не сохранил, его увезли оттуда еще ребенком. Видимо с тех времен его преследовала мечта о собственном домике в деревне и тихой патриархальной жизни. Все это, конечно, выглядело совершенно нереально и дико в предвоенные и первые послевоенные годы в Москве.

Отец был по-своему незаурядным человеком в большой, не слишком обеспеченной семье из глубокой провинции, в малограмотном окружении, при полном отсутствии каких бы то ни было перспектив. Кроме здоровья, высокого роста и крепкого телосложения никаких особенных талантов или даже способностей за Алешей не числилось, но жило в нем непреодолимое желание учиться, получить хорошее образование, выбиться в люди. Это стремление в человеке такая же загадка, как и происхождение жизни на Земле - откуда что взялось? Церковно-приходская школа, Горное училище в уездном городе Глазове, а тут как раз революция, и пожалуйста - Ленинградский институт инженеров путей сообщения, один из лучших ВТУЗов того времени. Позднее отец учился в аспирантуре МВТУ им. Н.Э. Баумана, но диссертацию так и не защитил. Аналогичный путь проделал другой человек той же эпохи и происхождения - Пешков Алексей Максимович, в послереволюционных условиях превратившийся в великого пролетарского писателя. Надо отметить, что и в том, и в другом случае при отсутствии выдающихся талантов дало себя знать огромное, можно сказать патологическое трудолюбие. Многое в их судьбах совпадает - голодное, грязное детство, полукриминальная среда, минимальные возможности для образования и самообразования и революция, давшая шанс выбиться в люди [4].

От моего деда, похоже, горького пьяницы, отец унаследовал не очень хорошую психику, большой, физически сильный человек, он был психически неуравновешен. Я не люблю священников вообще и православных в частности, но вот недавно один из православных пастырей, выступая по телевидению с проповедью, дал определение, что такое «духовно твердый» человек: это не суровый человек, это человек, который в любой даже очень сложной ситуации умеет сдерживать свои эмоции и следовать велению разума. Если отбросить спорное утверждение, что разум дан человеку от бога, думаю, с этим замечательным определением нельзя не согласиться полностью. Отец не был духовно твердым человеком, он мог впадать в ярость по совершенным пустякам и совершать в этом состоянии дикие поступки по отношению к близким ему людям, мог долго находиться в депрессии, чувствуя свою неправоту и невозможность справиться с самим собой. В то же время он не был лишен чувства юмора и склонности к некоторому эпатажу, так, например, одну из немногих подруг моей мамы, доброго, деликатного, но очень тонкого человека - Темниковскую Дину Михайловну он иначе как «твоя Авдотья» не называл. И хотя он очень любил свою семью, особенно дочь Янину, был готов на любые жертвы и трудовые усилия, чтобы обеспечить ей сносное существование, в семейной жизни он был очень суров, найти с ним общий язык было трудно.

После окончания института отец работал в качестве инженера проектировщика во многих проектных организациях. Первой его работой был элеватор на станции Называевской в Омской области. Сооружения на железной дороге Джульфа-Баку, новое здание библиотеки им. В.И. Ленина в Москве, шлюзы и мосты на канале Москва-Волга (сейчас это канал имени Москвы), канал Волга-Дон, плотина на реке Кальмиус в городе Сталино, теперешнем Донецке - вот далеко не полный перечень строек, на которых работал мой отец. В последние годы жизни он было увлекся идеей создания пневматического судоподъемника, но так и не довел ее до реализации, к этому времени у него появились другие увлечения. Осенью 1954 года мама получила садовый участок в 75 километрах от Москвы в лесном массиве недалеко от станции Михнево Павелецкой железной дороги [5], таким образом, неожиданно осуществилась его заветная мечта о строительстве своего домика в деревне.


[2] Поселок Надеждинск основан вместе с заводом в 1894 г. В 1930-е годы несколько раз переименовывался, пока в 1939 г. не получил имя легендарного комбрига А.К. Серова (1910-1939), погибшего в автокатастрофе.

[3] Поселок Залазна основан вместе с заводом в 1772 г. Был назван по одноименной реке, чье имя действительно происходит от слова «железо». По разным версиям, оно близко к украинскому «залiзна» (железная) или к латышскому «dzelza».

[4] Как писатель Горький состоялся задолго до революции, хотя и не испытывал жгучей тяги к просвещению, бравируя своим «босячеством». Тем не менее в 1902 г. он был избран почетным членом Императорской академии наук, но исключен оттуда как находящийся «под надзором полиции». В 1917 г. Горькому исполнилось 49 лет - поздновато для того, чтобы выбиться в люди.

[5] В настоящее время садовое товарищество «Лужки». Находится в 3,5 км от станции Михнево.

<< К Содержанию << Назад


Rambler's Top100 TopList

© А.А.Толкачева
asidorova@mail.ru
+7(916)431-54-33
© Разработка: "Гарант-Интернет"