Rambler's Top100
Дата и время
Карта сайта
 
Воспоминания советского инженера  
Главная > Творчество > Воспоминания советского инженера

Воспоминания советского инженера

ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Вернувшись в МВТУ, мама перешла с секретарской работы на должность лаборанта - в учебной лаборатории институтской кафедры химии. Эта работа обеспечивала рабочую карточку и молоко за вредность - даже в трудные времена соблюдались такие нормы.

Лаборатория, как и вся кафедра химии, сохранила многие черты старого дореволюционного училища. Заведующим кафедрой был профессор Федор Карлович Герке, пожилой немец с внешностью Д.И. Менделеева, в то время он выполнял в основном представительские функции [38].

Делами заправлял Василий Васильевич Фролов, впоследствии известный ученый и в течение многих лет заведующий кафедрой [39]. Тогда это был очень энергичный, предприимчивый и остроумный человек. Студенты, которые в те времена считали обучение главным делом своей студенческой жизни, с удовольствием ходили на его лекции и лабораторные занятия. Он вечно подтрунивал над ними, его высказывания были неожиданны и оригинальны. Однажды на лекции он заявил, что «это надо сделать в полной мере», по латыни «квантум сатис», а по-русски - «сколько схватишь», подобные перлы так и сыпались из него.

С другой стороны Фролова отличала решительность и напористость. Был такой случай. Готовилась очередная лабораторная работа, делалось это очень тщательно, все реакции проводились предварительно лаборантами с тем, чтобы не возникло никаких сюрпризов при работе студентов. Одной из наиболее капризных была процедура получения серебряного зеркала в пробирке. И вот - паника, зеркало не получается, все сбились с ног, реактивы развешиваются на аналитических весах с точностью в сотые доли миллиграмма, опыт проводится повторно и вновь не получается! Появляется Василий Васильевич, восклицающий: «Не получается? Дайте сюда!». Размашистыми движениями, без мер и весов наливаются реактивы, взбалтываются, и вот на стенках пробирки уже блестит желанное серебро.

Не менее красочны были и другие преподаватели, например, Зоя Ильинична Кордакова, худощавая, несколько жеманная еще не старая женщина. Картавит и немного искажает язык, но зато ее ни с кем не спутаешь - «сентельно металлы этого ряда более активны». Спокойна и взвешена Наталья Васильевна Любомирская, педантичен небольшого роста с бородой и усами Михаил Григорьевич Тихменев, который очень раздражается, когда делают ударение на последнем слоге его фамилии [40]. Если Тихменéв, тогда и Тургенéв.

Отдельного внимания заслуживает лаборантский корпус. Учебных лаборантов было три. Старшая - Мария Сергеевна Сапожникова или просто Муся, один из старейших сотрудников и фактический руководитель лаборатории, маленькая, скрюченная радикулитом женщина. Ничто на кафедре не делалось без ее участия или одобрения, на ней держался весь учебный процесс. Людмила Васильевна Богомолова и мама были новичками, они конечно никогда не попали бы на эту должность, если б не война, не необходимость выживать самим и кормить детей.

Мама любила учиться. Попав на должность, которая требовала среднего технического образования, она погрузилась в изучение химии. В то время студенты изучали химию по двум учебникам: более полному, но несколько суховатому и академичному Некрасову, и прекрасно написанному Глинке. Глинка был прост, логичен и доступен даже школьнику средних классов. Я вслед за мамой прочел его и попал под обаяние стройной и логичной таблицы Менделеева. Слева - металлы, по мере движения вправо плавно переходящие в металлоиды; яркие молодые химические элементы стареют и тускнеют при движении сверху вниз, и там внизу стираются химические различия между ними, заканчивается химия и начинается физика. Очень понятными и знакомыми становятся такие металлы как калий и натрий - вот они бегают по поверхности воды, бурно реагируют с ней, образуя едкие щелочи и взрывающийся водород. То же и неметаллы, сера, фосфор: «сера в воздухе горит, образуя ангидрид»; дальше ангидриду следует раствориться в воде и создать страшные кислоты. Соединяясь, эти антиподы, основания и кислоты выделяют много энергии и образуют устойчивые соединения - соли, чьи бытовые аналоги неисчерпаемы.

Есть, конечно, исключения из правил. Это яростные, непредсказуемые галогены, но их немного, и ярость их убывает при движении вниз таблицы. Выпадают из общего строя загадочные щелочноземельные металлы: их много, а клеточка для них одна. Ну, вот собственно и вся неорганическая или общая химия. Оставались, правда, некоторые неясности - грамм-моль, молярный раствор, титрование. Мама понимала это и терпеливо втолковывала мне с помощью аналогий и примеров.

Поздравление коллектива кафедры химии МВТУ в день юбилея Анны Иосифовны >>

"Многогранность человеческого сердца", статья об Анне Иосифовне Толкачевой в газете "Бауманец" от 8 марта 1968 года >>


[38] Герке Федор (Фридрих) Карлович (1881-1954), доктор химических наук, профессор. В 1921-1929 гг. - помощник директора, член правления и проректор МВТУ. Заведующий кафедрой химии (1929). В годы войны работал на заводе оборонной промышленности.

[39] Фролов Василий Васильевич (1910-1989), доктор технических наук, профессор. Заведующий кафедрой химии с 1960 по 1987 гг. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Имя внесено в книгу Почета МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1970 г.

[40] Информация о Кордаковой, Любомирской и Тихменеве на сайте выпускников и преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана отсутствует.

<< К Содержанию << Назад


Страницы:  1 | 2 | 3



Rambler's Top100 TopList

© А.А.Толкачева
asidorova@mail.ru
+7(916)431-54-33
© Разработка: "Гарант-Интернет"